Статья о Геннадиевом Монастыре.

monastyr11

Преподобный Геннадий (в миру Григорий) родился в Могилеве в богатой семье русско-литовских бояр. Еще с детства он выделялся среди сверстников задумчивостью и склонностью к уединению.

Рано проявившаяся в нем любовь к храму, частое посещение монастырей вызывали недовольство его родителей: «Уж не сторож ли ты церкви?» Однако Григорий твердо решил посвятить себя Богу и, переодевшись в бедняка, тайно покинул родительский дом и направился в Москву. Посетив московские святыни, он, однако, не нашел себе здесь прибежища по духу и отправился в Новгородскую землю.

Судьбу будущего подвижника решила встреча с преподобным Александром Свирским. По его благословению Григорий направился в Вологодские леса к преподобному Корнилию Комельскому, принял от него пострижение с именем Геннадий и стал его близким учеником. Однако юные братия в усердии Геннадия усмотрели желание выделиться и потребовали, чтобы тот покинул стены монастыря.

Преподобный Корнилий справедливости ради вместе с Геннадием в 1505 г. ушел за 90 верст в Костромские леса к Сурскому озеру. В этом месте в то время жили бортники (пчеловоды), которые с радостью встретили преподобных и помогли построить келью.

Преподобные Корнилий и Геннадий выкопали четыре пруда и колодец. Два из них и колодец существуют по сей день. По требо-
ванию князя Василия Иоанновича, отца Ивана Грозного, преподобный Корнилий вернулся в свой монастырь в Вологодские пределы,  а преподобный Геннадий остался в новооснованной обители. Он трудился и во всех делах «являл братиям образ смирения и терпения, носил на себе вериги и кресты железныя, и тяжкия цепи».

Очень любил писать иконы и ими украшал храмы своей пустыни. Житие преподобного Геннадия написано учеником его игуменом Алексием между 1584-1587 гг. В нем помешено духовное завещание, продиктованное самим преподобным Геннадием, где он заповедует соблюдать общежительный устав и постоянно трудиться, иметь мир со всеми, хранить собранные в монастыре книги и ум свой прилагать к пониманию их.

Спасо-Преображенский Геннадиев мужской монастырь расположен в с. Слобода Любимского района Ярославской области. Основан Преподобным Геннадием Костромским и Любимоградским Чудотворцем, учеником преподобного Корнилия  Комельского, по желанию Великого Князя Василия Иоанновича в 1529 г.

Преподобный призывал: «Стремитесь к свету, а тьму оставляйте». За свою святую жизнь преподобный Геннадий получил от Господа дар прозорливости и чудотворения. Исцеляя болящих, преподобный Геннадий призывал их к покаянию и памятованию о часе смертном.

Преставился преподобный Геннадий в 1565 г. 23 января (5 февраля по н. с.). В 1646 г. при копании фундамента под каменный храм на месте прежней разобранной деревянной церкви в честь Преображения Господня были обретены мощи преподобного Геннадия и перенесены под спуд в придел этого храма. 19 августа 1646 г. совершилось и общецерковное прославление преподобного Геннадия. К этому времени в обители уже была освящена церковь во имя преподобного Геннадия, так как местное почитание его началось сразу же после преставления

Не будь преподобного Геннадия, не было бы и царской династии
Романовых — история бы развивалась по другому сценарию.

Встреча 17-летнего Ивана Васильевича и еще более юной Анастасии Захарьиной:

monastyr1Но построенная в глухом месте обитель недолго оставалась в неизвестности. Ее возвышение связано с тем значением, которое имело имя преподобного Геннадия в истории всего Российского государства.

Преподобный ходил иногда с Суры в Москву. Рассказывали, что в одну из таких своих побывок он навестил дом боярыни Юлиании Федоровны, жены Романа Юрьевича Захарьева, и, благословляя ее детей, предсказал ей, что ее дочь Анастасия будет царицей. Та действительно стала первой и любимой женой Ивана Грозного. Захарьины в благодарность помогли Геннадию возвести в своей обители второй храм — во имя преподобного Сергия Радонежского. Исцелил от тяжкой болезни боярина Бориса Палецкого, потом тот пожертвовал монастырю ценный колокол; и вологодского епископа Киприана. Геннадий был духовником Ивана Грозного и крестил его дочь Анну, в монастыре получал духовное воспитание юный царь Феодор.

Благодаря браку Ивана IV Грозного с Анастасией Романовной Захарьиной род Захарьиных Юрьевых стал в XVI веке близким к царскому двору, а после пресечения московской ветви Рюриковичей начал претендовать на престол.

Первым из рода фамилию «Романов» стал носить Фёдор Никитич (он же патриарх Филарет) в честь своего деда Романа. В 1613 году внучатый племянник Анастасии и сын Фёдора Никитича Михаил Фёдорович был избран на царство, и его потомство (которое традиционно называется «Дом Романовых») правило Россией до 1917 года. (Википедия)
Стараясь обрести «собственные» святыни, новая царская династия Романовых чтила преподобного Геннадия и его монастырь еще более, чем это делала династия Рюриковичей. Первым благотворителем обители был Иоанн Васильевич Грозный.

По заказу царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича в монастыре выстроили в 1644–1647 гг. каменный Преображенский собор, где под спудом хранятся мощи преподобного Геннадия. Собор является уникальным памятником архитектуры, он принадлежит к ранним примерам двустолпной конструкции.

В 1751 г. был построен храм в честь преподобного Алексия, человека Божия. В 1715-м выстроена колокольня. Звон производился в 9 колоколов. Большой был весом 5 т, второй по величине (полиелейный) весил 1800 кг. Внутри монастыря находился деревянный настоятельский дом и двухэтажный каменный дом для братии монастыря. Монастырь был обнесен каменной оградой с 6-ю башнями. Высота ограды 3,6 м, ширина 70 см, окружность 777 м.

monastyr2

Случается в жизни порой, как в сказке попадаешь в Зазеркалье, и потечет твоя жизнь в совершенно неожиданном направлении. А ты все не вершишь: то ли было, то ли не было? И с маниакальной страстью стремишься опять оказаться там, снова пережить те впечатления.

Так случилось со мной много лет назад в 1986 году,когда я была в экспедиции на реке Кострома, работая по теме «Научное обоснование переброски северных и сибирских рек». После университета, переполняемая желанием работать, я носилась в разных направлениях, прокладывая ландшафтные профили, но мои коллеги и даже начальники смотрели на меня скептически, как на возмутителя спокойствия.
В одном из маршрутов напротив поселка Сандогора (Костромская обл.) на нашем пути вырос заброшенный монастырь на высоком останце у озера Сурское.

monastyr

Обходя храмы, любуясь на фрески, я удивлялась сюжетам, которые явно относились к повествованию о событиях российского престола. Правда, бросало в дрожь от вида образов, расстрелянных из ружей. Особенно жутко было глядеть на изрешеченный пулями образ Пресвятой Богородицы с Младенцем. Ощущение уединенности и отстраненности усиливали вид заброшенных прудов. Отсутствие крепостных стен подчеркивало бескрайние просторы пойменных лугов и лесов заповедных мест.
Позже я узнала у здешних бабушек, что в 37 году за один кирпич из кладки стен большевики платили аж по 18 рублей. Так что стену снесли быстро, но что-то мешало до основания разрушить пустынь. А монастырь был прежде богатый — сады, скот, пасека.

Пока мои спутники бродили по монастырю, я вошла в одноглавую церковь. Деревянный пол был, как горка, наклонен от окон к земле, я шагнула осторожно, подняла глаза и встретилась с взглядом седовласого старца, взиравшего на меня спокойно и властно с голубого фона фресок. Далее был провал в сознании или что-то еще, но я потеряла счет времени. Подойдя к окну, я увидела удаляющихся своих коллег и бросилась их догонять. Скажу сразу, я их не нашла. Пробежав километров 15-20 , сделала самостоятельно профиль и вернулась на базу. Со мной никто не разговаривал, обвинив, что я всех бросила в монастыре и теперь они имеют полное право спокойно отдыхать до конца сезона. От безделья я стала вырезать фигурки на белемните (окаменелость «чертов палец»). Много позже, в 1992 году уже в Якутске во время сбора материала для диссертации и выполнения работы для Якутского научного центра АН, мне предложили познакомиться с организаторами Туймада-Даймонд, предприятия по формированию алмазообрабатывающей промышленности в Якутии.
Здесь-то моя «Обезьянка на пальме» из белемнита и пригодилась. Меня послали учиться камнерезке, а потом, так сложилось, и огранке самоцветов в Екатеринбург. На том моя научная работа и завершилась.

Gennadiy

Удивляет судьба пр. Геннадия Костромского и отношение к этой личности наших Вот тому свидетельства: в 1988 году, уже после нашей экспедиции, храмы монастыря пытались снести тракторами, взорвать колокольню. От
фресок, которые даже не уничтожила революция и советская власть, почти ничего не осталось. Казалось бы, в преддверии празднования 400-летия дома Романовых этот монастырь должен быть особо почитаемым. Ан нет! Четыре монаха пытаются его восстановить собственными усилиями, проводя дни в трудах, заботах и молитве. И дивятся они суетности современников, как в свое время сам Геннадий сетовал на недоброжелательность людей друг к другу: когда любимские крестьяне в холодные осенние дни, не пожелав даром перевезти монаха через речку, потребовали его рукавицы. За такое жестокосердие преподобный Геннадий сказал:
«И не быть тебе Любиму и ни сытому и ни голодному».
С тех пор Любим так и остается маленьким, не развивающимся городком, ждет, когда люди в нем добрее станут.
Братья монастыря верят, что по молитвам преподобного Геннадия найдутся люди, чуткие к древним святыням нашей многострадальной Руси, и помогут в возрождении некогда очень значимой, но скромной и тихой обители.

Все бы может так и осталось приятным воспоминанием, но озадачивало полное отсутствие информации о Святом Геннадии, даже имя людям казалось подозрительным. Позже, уже в 2006 году, на экскурсии по Ярославлю и Костроме наши гиды мне тоже не могли ничем помочь. Но посещение Романовских палат Ипатьевского монастыря в Костроме преподнесло подарок: войдя в двери «Царского чертога», я тут же увидела икону образа пр. Геннадия Костромского, с которой начиналась вся экспозиция. Потом мне удалось уже в Толдском монастыре купить маленькую икону преподобного.

2012 год. Весна, уральская ювелирная выставка в КОСКе. На наш журнал JEWEL&TRAVEL обратил внимание один из гостей выставки из Костромы Вадим Серов, директор турагентства «ЛюксТур». Он был уверен, что у его компании есть, что нам предложить интересного. Кострома действительно притягательное место и в историческом, природном и деловом плане. Но я уже писала и о Красном Селе, о тысячелетнем ювелирном промысле, о ювелирных фестивалях. Известные экскурсионные маршруты, суета еще одной из сотен ювелирных выставок не вдохновляли на поездку в сумасшедшую жару. Однако Вадим предложил мне самой составить маршрут и выбрать время. Остальное, в дополнение, он взялся заполнить своими эксклюзивными наработками. От такого предложения уже было невозможно отказаться!

Безусловно, время поездки совпадало с ювелирным фестивалем. К моему изумлению, он проводился на одной площадке с туристической выставкой, что совершенно соответствовало тематике журнала JEWEL&TRAVEL. Действительно Кострома не только хранительница традиций, но и новатор многих проектов.

В этом плане меня также интересовало, может ли приезжий познакомиться с производствами «ювелирной столицы».
Мир уже давно использует всякие шоу-румы на производствах для привлечения покупателей. Кострома, как выяснилось, не отстает. Так Костромской ювелирный завод имеет договоренности с теплоходными экскурсиями. Представляете удовольствие путешественников. Наглядевшись на красоты Поволжья, подивившись старине глубокой и немного с затуманенной головой от качки на теплоходе и избытка впечатлений, они вдруг попадают в волшебный мир, где мастера и мастерицы у них на глазах творят ювелирное чудо. Здесь и злато, и серебро, и драгоценные камни. Можно воочию увидеть, как у выточенного камня вдруг засветится грань, как отливаются модели, как достигается идеальный блеск металла. Можете быть уверены: после такой экскурсии магазинчик с ювелирными украшениями, что завершает маршрут, будет опустошен.

Несколько слов о размещении. Не знаю, лучшая ли в городе гостиница «Снегурочка», но в ней явно было что-то магическое: оформление между деревенской и сказочной избушкой, а оснащение все современное. Вид из окна на Волгу, где утром, как картина, освящается противоположный берег. А сама тихая улочка, как почтенная горожанка неторопливо спускается к храму Воскресения на Дебрях. Здесь раньше хранилась чудотворная Федоровская икона Божьей Матери, сейчас она переместилась в Анастасьинский монастырь в центре города. А за гостиницей «Дом Снегурочки», куда за чудесами спешат и местная детвора, и взрослые, и гости города.

И все же для меня самым душе трепещущим было ожидание поездки в Геннадиев монастырь. Надо сказать, что мои патроны от «ЛюксТура» тоже ничего не слышали про него. Но все-таки Интернет — великая сила! Все заранее уточнили, проверили, запаслись бензином. И поехали. Сначала на машине до Сандогоры. Потом нашли юного лодочника, а потом пешком около часа среди душистых луговых трав. В принципе, все, что мы увидели и услышали, мы уже рассказали выше. Но еще одна удивительная деталь, которую я, пожалуй, нигде не встречала. Эту уединенную пустынь охраняют ни собаки, ни вороны, а чайки. Они тут же вычислили непрошеных гостей и пытались запугать нас стремительными налетами. Благо, что появился настоятель монастыря игумен Гурий, пригласил нас в трапезную и попотчевал хлебом и чаем (пост!). Позже уже пришел с пасеки иеромонах Геннадий. Обратно дорогу мы уже знали, дошли до реки быстрее. Пока ждали лодочника, искупались в Костроме, цвет воды которой наводил на мысль, что революционные события еще не закончились. И хотя в городе у нас еще было ряд мероприятий, добравшись до «Снегурочки», после напряженного и полного впечатлениями дня покидать ее не захотелось ни под каким предлогом.

Новый день подарил другие впечатления. Думы о революции 1917 года меня не покидали. Тут Вадим предложил посетить бар «Бляхин клуб». Павел Андреевич Бляхин, оказалось, личность легендарная в Костроме. При входе в ресторан сразу встречает маленькая музейная экспозиция о жизни писателя и революционера.

Рядом с Бляхиным невольно приходят на память несколько переиначенные слова Тарасы Бульбы: «Мы тебя породили, мы тебя и …» (то есть по отношению к царю). Расположен ресторан в подвальной части торговых рядов Гостиного двора, вход со двора. Старые перекрытия из бревен в обхвате до метра.

Маленькие окошки. Мы курим кальян. Дым. Нам приносят меню-газету «Бляхинская правда», счет в котелке. Потом к нам подсаживается один из посетителей ресторана и проникновенным голосом рассказывает о политической ситуации в данный момент и о планах своих соратников. Мне страшно все нравится, я готова их во всем поддержать. И вдруг я ловлю себя на мысли: «Вот она маевка, революционная ячейка! Так вот как оно было! Сплошной восторг!»

Конечно, за три дня мы посетили еще ряд кафе и ресторанчиков города, которые значительно отличаются от столичных, но не уступают качеством и аппетитностью блюд. Вообще гастрономия подчеркивает, что вы находитесь в сердце пастбищ, где пасутся знаменитые костромские молочные коровы, где леса полны грибов и ягод. Фантастические напитки, выпечка, сыры. Все это будит желание прикоснуться к другой жизни — простой, народной. Вадим как будто слышит мои мысли. И сообщает, что далее наш маршрут лежит в «Костромскую слободу». Любовь Александровна Михайловская, директор музея, отчаянно совмещая прием гостей и множество своих обязанностей, курирование постоянно происходящих в слободе мероприятий, старалась то обратить наше внимание на крестьянские постройки, красноречиво свидетельствующие о мастерстве и смекалке наших предков, то восторженно рассказывала о спектаклях любительских театров. Но обо всем этом уже надо рассказывать отдельно, но лучше все увидеть самим.

Уезжая домой, мне не верилось, что я в Костроме пробыла менее трех дней. Удивительно, столько информации, столько впечатлений, событий, столько разрешенных вопросов и вновь родившихся возможностей и планов! И главное казалось, что все происходит само собой, неожиданно отвечая на все мои мысли и желания.

А присутствие организаторов поездки я ощущала ровно столько, насколько у меня появлялась в них необходимость. Мне кажется, это уже не мастерство специалистов «ЛюксТура», а волшебство! Конечно, в Костроме много еще что можно посмотреть. Но самое интересное, что здесь есть «ЛюксТур», который способен слышать ваши сокровенные желания, учитывать ваши планы и все увязывать в компактный временной отрезок, оберегая ваши нервы, силы и даря массу положительных эмоций.

image

Ольга Тюльпакова.


Скачать статью о монастыре в pdf


Поделиться ссылкой: